Электроника на защите автомобиля является тем сдерживающим фактором, который можно обойти. Но в распоряжении автомобилистов есть новые системы безопасности. Вот как они работают.

26 09, 2015

Предлагаем вашему вниманию перевод статьи, посвященной автосигнализациям Pandora, опубликованной в итальянском журнале «Quattroruote Italy».

авт. Козимо Мурианни

Сколько времени необходимо, чтобы угнать автомобиль? Достаточно подключить модифицированный электронный блок управления, чтобы обойти иммобилайзер. Мы проверили лично, сымитировав кражу легкового автомобиля. Приговор, приводящий к замешательству, отразил состоявшуюся реальность: неприкосновенных машин не существует, и в реальности имеется постоянная игра в полицейских и воров между, с одной стороны, автомобильными компаниями и производителями противоугонных устройств, с другой – преступными элементами. Иногда в выигрыше оказываются первые, иногда – вторые. К счастью, благодаря последним достижениям в области технологий, водитель может защитить свой автомобиль с высокой вероятностью успеха: в этом имеется также заслуга беспроводной сигнализации нового уровня, как мы увидим во втором тесте. Вот как это произошло.

ПРИТЧА ОБ ИММОБИЛАЙЗЕРЕ

Перед тем, как приступить к тестированию, нужно сделать небольшой шаг назад. В 1991 году, после падения Берлинской стены, в Германии кражи автомобилей возросли в четыре раза. В немецких газетах того времени очень злобно намекали, что автомобильный голод в бывшей ГДР достиг такой точки, что поглощал даже авто не совсем законного происхождения. И под давлением мощных немецких страховых компаний, уже с 1992 года, производители начали думать о системе безопасности, способной уникальным образом соединить ключ зажигания с автомобилем. Первые иммобилайзеры (так называлось устройство) увидели свет в 1994 году на некоторых Фордах и Фольксвагенах, и уже в следующем году Европейский союз делает их обязательными. В течение нескольких лет чип внутри ключа, который взаимодействовал с блоком управления машины и давал разрешение на пуск, предоставлял относительное спокойствие водителям и затруднял жизнь ворам. Последние, однако, не остались в стороне. Попытка за попыткой, им удалось найти способ, как вмешаться в блок управления автомобилем, минуя ненавистный иммобилайзер. Как мы демонстрируем в нашем тесте, кража происходит следующим образом: злоумышленник приходит к своей добыче уже оснащенный блоком управления без кода. Вместе с сообщником, после вскрытия машины и поломки замка зажигания, он подключает свой блок к двигателю и запускает его, в полном согласии с транспондером и всякой прочей чертовщиной. Мы раздобыли один из таких “фальсифицированных” блоков и подключили его к электропроводке нашего легкового автомобиля. Двигатель не только запустился без проблем, но сделал это даже без намека на отказ: в самом деле, ни один индикатор неисправности не загорелся на приборной панели. Хорошая работа, ничего не скажешь. Назло ворам, однако, надо сказать, что не всегда легко заполучить одну из этих штуковин, так что часто те, кто смог найти блок управления к, скажем, Фольксваген Гольф с определенным двигателем, сможет воровать только его. Только более организованные банды могут себе позволить собрать на черном рынке разнообразные блоки управления, позволяющие угонять разные моделей автомобилей.

МНОГОУРОВНЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Как мы увидели, иммобилайзер может быть препятствием только для не очень способных воров, у которых небольшое количество ресурсов. Для профессионалов это оказывается пустой формальностью. Однако, чтобы склонить чашу весов в пользу автомобилистов, были созданы противоугонные электронные системы последнего поколения, такие как та, которая установлена на флагманский автомобиль нашего второго теста. Из простых коробок с сиреной и блокировкой двигателя они превратились в сложные многозадачные системы, которые могут общаться с центральным блоком управления и с владельцем, как через сети GSM, так и по GPS (а также на высоких частотах и в ультра-быстрых сетях), периодически сообщая о местонахождении транспортного средства. Инновация, помимо миниатюризации компонентов (их легче скрыть), состоит также в другом подходе к кражам. Исходя из принципа, что во время кражи связь между автомобилем и блоком управления (или владельцем) может быть прервана в любой момент, новые системы стремятся защитить автомобиль, даже если он электронно изолирован. Они делают это путем установки серии ловушек возрастающей сложности, чтобы дезориентировать вора. Первой из них является блокирование двигателя через несколько программируемых секунд – задержка, от которой невозможно избавиться на дороге, потому что для этого необходимо разобрать половину машины и использовать сложное оборудование. И, так как на сработавшую аварийную сигнализацию в настоящее время никто не обращает внимания, эффектная финальная сцена: генератор пиротехнического дыма, который заставит уголовника дезориентироваться и привлечет внимание прохожих, которые, может быть, смогут вызвать правоохранительные органы. Существует, однако, вероятность того, что вор окажется серьезно подготовленным к любой неожиданности и оснащен эвакуатором. Но, даже если он сможет спрятать автомобиль в изолированном месте, чтобы спокойно поработать над отключением системы сигнализации, не факт, что он это сделает, потому что чип, который блокирует двигатель, может оказаться не одним: там их может быть до шести, настолько маленьких, что они могут быть размещены в наиболее немыслимых местах. Просто следуйте по электропроводке в обратном направлении и обнаружите размыкания, скажут некоторые. Конечно, но эта процедура могла сработать со старыми противоугонными устройствами. С оборудованием последнего поколения блоки двигателя “молчат” или остаются невидимыми до тех пор, пока автомобиль не начнет двигаться, что делает бесполезным их поиск традиционными методами. Агрессивная, жесткая, если хотите, но эффективная защитная система, способная защитить не только флагманы модельного ряда, но также малогабаритные и обычные легковые автомобили.

В то время как соучастник отключает оригинальный блок управления и подключает блок без защиты, вор взламывает замок зажигания и запускает двигатель. Таким образом, иммобилайзер больше не может выполнять свою функцию.

СМЕРТЬ ЭЛЕКТРОННОГО КОДА

Если вы когда-нибудь задавали себе вопрос, что находится внутри блока управления двигателем, ответ найдете на фотографии, которую видите рядом. Если бы мы не сказали, что это такое, вполне возможно, это могла бы быть материнская плата компьютера или стиральной машины. Однако те, кто работает с этими схемами, знают наизусть каждый чип и конденсатор, припаянные на плату, а также будут в состоянии определить двигатель, которым он управляет, даже не видя этикетку. Впрочем то, что интересует воров – это не то, что видно, а то, что скрыто внутри интегральной схемы. Это полоски кода, которые передают инструкции компонентам, оборудованию, как программное обеспечение компьютера. Среди их складок прячутся скрытые коды, которые взаимодействуют с антенной, находящейся в замке зажигания. Она, после того, как обнаружила присутствие встроенного транспондера в ключе, посылает сигнал на блок управления и позволяет запустить двигатель. Техник на службе у злоумышленников обнаружит последовательность и, в зависимости от типа устройства, отключит его или перепрошьет таким образом, чтобы обеспечить “старт” в автоматическом режиме, даже без сигнала антенны. Компании, по понятным причинам, очень ревниво относятся к технологиям блоков управления, и часто делают их недоступными, погружая схемы в смолу. Для воров добраться до них – это большая работа, но часто им все же это удается.

МНОГОЗАДАЧНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

В Российской Федерации угоны автомобилей являются еще худшим бедствием, чем у нас (В Италии – прим. перев.), с щекотливыми социальными последствиями. Вот почему некоторые из самых передовых на сегодняшний день противоугонных устройств на рынке были задуманы на Востоке. Бизнес, в который также бросились компании-поставщики военной продукции в погоне за новыми сделками после распада СССР. В нашем тесте вор запускает двигатель путем клонирования данных блока управления. Автомобиль трогается с места, но сразу же после этого блокируется, независимо от того, будет он заглушен или нет генератором помех. Система, поняв, что за рулем не владелец, остановит двигатель и запустит дым: шок гарантирован.

ДОСТУПНЫЙ ЩИТ

Сколько все это стоит? На топ-сигнализацию модельного ряда, который мы тестировали, Pandora DXL 5100, будут потрачены 1050 евро (без учета установки), но если отказаться от нескольких аксессуаров, а защищаемый автомобиль не будет иметь слишком высокую стоимость, могут оказаться достаточными около 500 евро для устройства средней ценовой категории (3910). Сколько времени понадобится злоумышленникам, чтобы узнать, как их обойти? Мы не знаем, но верно то, что, по крайней мере, в данный момент, водитель имеет явное преимущество.


Оригинал статьи на итальянском языке:

ATTUALITÀ LA PIAGA DEI FURTI

SE LA CENTRALINA RISPONDE AL LADRO

L’elettronica a difesa della vettura è un deterrente che può essere aggirato. Ma a disposizione degli automobilisti ci sono nuovi sistemi antifurto. Ecco come funzionano

di Cosimo Murianni

Quanto ci vuole per rubare un’automobi le? Giusto il tempo di collegare una centralina modificata per aggirare l’immobilizer. Lo abbiamo verificato di persona sottoponendo una citycar a una simulazione di furto. Il verdetto, per quanto sconcertante, fotografa una realtà ormai consolidata: la macchina inviolabile non esiste ed è sempre in atto una sorta di gara a guardie e ladri tra, da un lato, le case automobilistiche e i produttori di antifurto, dall’altro i malviventi. A volte sono in vantaggio i primi, altre i secondi. Per fortuna, grazie agli ultimi sviluppi della tecnologia, l’automobilista può difendere la propria vettura con un’alta probabilità di successo: merito anche della nuova frontiera degli antifurto elettronici, come vedremo in una seconda prova. Ecco com’è andata.

LA PARABOLA DELL’IMMOBILIZER

Prima di entrare nel vivo dei test occorre fare un piccolo passo indietro. Nel 1991, dopo la caduta del muro di Berlino, in Germania si quadruplicano i furti d’auto. Sui giornali tedeschi dell’epoca, molto maliziosamente, s’insinua che la fame di vetture dell’ex Ddr arrivi al punto tale da ingoiare anche quelle di provenienza non proprio lecita. Fatto sta che su pressione delle potenti assicurazioni tedesche, già a partire dal 1992, i costruttori iniziano a pensare a un sistema di sicurezza capace di abbinare in modo univoco la chiave d’avviamento con la vettura. I primi immobilizer (questo il nome del dispositivo) vedono la luce nel 1994 su alcune Ford e Volkswagen e già l’anno successivo l’Unione Europea li rende obbligatori. Per alcuni anni, il chip all’interno della chiave, che dialoga con la centralina della macchina e dà il consenso all’avviamento, ha fornito una relativa tranquillità agli automobilisti e reso difficile la vita ai ladri. Questi ultimi, tuttavia, non sono rimasti certo a guardare. Tentativo dopo tentativo, sono riusciti a escogitare un modo per manomettere le centraline delle auto, aggirando proprio l’odiato immobilizer. Come dimostriamo nella nostra prova, il furto avviene così: il ladro si presenta all’appuntamento con la sua preda già munito di centralina priva di codice. Assieme a un complice, dopo aver aperto la vettura e rotto il blocchetto d’accensione, la collega al motore e lo fa partire, con buona pace di transponder e altre diavolerie varie. Noi ci siamo procurati una di queste centraline “adulterate” e l’abbiamo agganciata al cablaggio della nostra citycar. Non solo il propulsore si è avviato senza problemi, ma lo ha fatto anche senza crisi di rigetto: nessuna spia di anomalia, infatti, si è accesa sul cruscotto. Un bel lavoro, non c’è che dire. A discapito dei ladri, tuttavia, va detto che non è sempre agevole procurarsi uno di questi aggeggi, tanto che, spesso, chi riesce a reperire la centralina, poniamo, di una Volkswagen Golf con un certo motore, finisce per rubare esclusivamente quelle. Soltanto le bande più organizzate possono permettersi di raccogliere sul mercato sommerso svariate centraline in modo da poter trafugare più modelli di auto.

SICUREZZA SU PIÙ LIVELLI A conti fatti l’immobilizer riesce a essere un ostacolo solo per i ladri meno capaci, quelli con meno risorse. Per i professionisti si rivela una semplice formalità. A far però pendere l’ago della bilancia a favore degli automobilisti, per fortuna, ci pensano gli antifurto elettronici di ultima generazione, come quello installato sull’ammiraglia protagonista del nostro secondo test. Da semplici scatolette con sirena e blocco del motore si sono evoluti in complessi sistemi multitasking che possono dialogare con centrali operative di rischio e con il proprietario, tramite rete sia Gps sia Gsm (e anche alta frequenza e reti ultraveloci), fornendo momento per momento la posizione del veicolo. L’innovazione, oltre alla miniaturizzazione dei componenti (è più facile nasconderli a bordo) sta anche nel diverso approccio rispetto al furto. Partendo dal principio che, durante l’attacco, le comunicazioni tra il veicolo e la centrale operativa (o il proprietario) possono essere interrotte in qualunque momento, i nuovi sistemi cercano di difendere l’auto anche se elettronicamente isolata. Lo fanno predisponendo una serie di trappole a difficoltà crescente per disorientare il ladro. La prima di queste è il blocco del motore dopo pochi secondi (programmabili), un fermo che non è possibile aggirare per strada perché bisogna smontare mezza macchina e usare apparecchiature complesse. E, siccome di una sirena d’allarme che suona ormai non si cura più nessuno, ecco il colpo di scena finale: un generatore di fumo pirotecnico che ha il merito di disorientare il malvivente e attirare l’attenzione dei passanti, che eventualmente possono chiamare le forze dell’ordine. C’è però la possibilità che il ladro sia dav vero preparato a ogni evenienza e dotato di carro attrezzi. Bene, anche se riesce a ricoverare la vettura in un posto isolato per lavorare con calma alla disattivazione dell’antifurto, non è detto che ci riesca perché il chip che blocca il motore non è solo uno: ce ne possono essere fino a sei, talmente piccoli da essere messi nei posti più impensabili. Basta seguire a ritroso le linee elettriche e scoprire le interruzioni, dirà qualcuno. Certo, ma questa procedura poteva andar bene con i vecchi antifurto. Con gli apparecchi di ultima generazione, i blocchi del motore sono “silenti”, ovvero restano invisibili sino a quando l’auto non si mette in movimento, rendendone inutile la ricerca con i metodi tradizionali. Un sistema di protezione aggressivo, crudo, se vogliamo, ma efficace, in grado di proteggere non solo ammiraglie, ma anche compatte e citycar.

UNO SCUDO ACCESSIBILE

Quanto costa tutto questo? Per l’antifurto top di gamma che abbiamo testato, il Pandora DXL 5100, si spendono 1.050 euro (montaggio escluso), ma se si rinuncia a qualche accessorio e l’auto da difendere non ha un valore elevato possono bastare i circa 500 di quello di fascia media (3910). Quanto ci metteranno i ladri a scoprire come aggirarli? Non lo sappiamo, ma ciò che è certo è che, almeno in questo momento, l’automobilista è in netto vantaggio.

Mentre un complice stacca la centralina originale e collega quella priva di protezione, il ladro forza il blocchetto di accensione e avvia il motore. Così, l’immobilizer non può più svolgere la sua funzione

MORTE DI UN CODICE ELETTRONICO

SE VI SIETE SEMPRE chiesti che cosa ci sia dentro una centralina di gestione di un motore, la risposta è la fotografia che vedete accanto. Se non vi dicessimo che è lei, potrebbe essere benissimo la scheda madre di un computer o di una lavatrice. Chi lavora con questi circuiti, invece, conosce a memoria ogni chip e condensatore saldati sulla scheda e sarebbe anche capace d’individuare il motore che comanda senza nemmeno vedere l’etichetta. Quello che però interessa ai ladri non è quanto si vede, ma ciò che è nascosto all’interno dei circuiti integrati. Sono le righe di codice che forniscono le istruzioni ai componenti, all’hardware, un po’ come il software di un computer. Tra le loro pieghe si nascondono i codici che dialogano con l’antenna presente nel blocchetto di accensione. Questa, dopo aver rilevato la presenza del transponder annegato nella chiave, manda un segnale alla centralina e permette l’avviamento del motore. Il tecnico al soldo dei ladri scopre la sequenza e, secondo il tipo di centralina, la esclude oppure la riscrive in modo tale da fornire lo “start” in automatico, anche senza segnale dell’antenna. Le Case, per ovvi motivi, sono molto gelose delle tecnologie delle centraline e spesso le rendono inaccessibili annegando i circuiti nella resina. Per i ladri venirne a capo è un lavoraccio, ma spesso riescono lo stesso nel loro intento.

L’ALLARME MULTITASKING
NELLA FEDERAZIONE Russa i furti di auto sono una piaga ancor peggiore che da noi, con risvolti delicati sul piano sociale. Ecco perché alcuni degli antifurto più avanzati attualmente sul mercato sono stati concepiti a Est. Un business sul quale si sono lanciate anche aziende di forniture militari a caccia di nuovi affari dopo lo scioglimento dell’Urss. Nella nostra prova, il ladro avvia il motore clonando i dati della centralina. L’auto parte, ma si blocca subito dopo, a prescindere se sia o no oscurata da un jammer. Il sistema, dopo aver capito che alla guida non c’è il proprietario, ferma il motore e fa scattare il fumogeno: lo choc è garantito.