Телеканал "Россия 1" в рамках утреннего шоу "Утро России" рассказал об экономичных светильниках Pandora LED и проверил их эффективность в действии.
Киевское шоссе между Обнинском и Малоярославцем – это экспериментальный участок, на котором проверяют эффективность и экономичность новых “умных” фонарей Pandora LED. Еще недавно здесь использовали натриевые лампы. Теперь их место заняли светодиодные светильники.
– Есть определенные объективные характеристики – что лучше, а что хуже, – говорит директор компании Pandora Андрей Петрунин. – Это базовая стоимость одного люмена. На сейчас она варьируется от 50 копеек до одного рубля за люмен.
Это почти в два раза меньше, чем у ртутных и натриевых ламп. Чтобы добиться подобных показателей, все элементы светильников инженеры из Калуги собирают самостоятельно, практически с нуля. Самое сложное – чипы из нитрида галия. Это – основа светодиодов. Сначала робот наносит на подолжку несколько десятков миниатюрных транзисторов. Потом другая машина снабжает их контактами. После чего – обработка в печи, где сгорает любая грязь, попавшая на изделие. И, наконец, нанесение люминофора – без него светодиод будет светить синим. С этим покрытием спектр лампочки сдвигается в желто-красную область, и мы видим яркий белый свет. Остается лишь собрать фонарь.
Во время работы кристалл светодиода очень сильно нагревается. Чтобы отвести тепло, корпус светильника делают из алюминия в виде радиатора. Способность корпуса отводить тепло проверяют в специальной комнате. Температура в ней около 70 градусов. Приборы, которые не проходят жесткую проверку, выбраковывают. Не удивительно, что эти фонари на стене завода горят непрерывно уже четыре года, причем их ни разу не выключали. Ими управляет умная электроника. У каждого светильника может быть своя программа – ведь не везде нужно светить одинаково. Есть же разница между улицей в деревне и скоростным шоссе.
– У него на борту микрокомпьютер, который управляется встроенным GPS-GLONAS-приемником, – поясняет директор Pandora LED Эдуард Бурков. – Светильник понимает, в какой точке мира он находится, на какой широте, какой сейчас день, год, во сколько солнце восходит и заходит. В темпе этого восхода или заката он начинает разгораться или, наоборот, плавно уменьшать свою светимость.
Причем самый яркий свет лампа дает в сумерках. Как известно, в это время водитель видит дорогу хуже всего. А глубокой ночью фонарь работает в полсилы. Благодаря этому экономится еще 50% энергии, а на трассе все отлично видно.
Посмотреть видео