«Автомобильная сигнализация» сегодня на наш взгляд – немного нарицательное, уничижающее суть и довольно обидное для нас название современных охранно-сервисных комплексов, которые мы производим. Ведь даже самые недорогие изделия (автосигнализации) нашей компании – это очень современные и совершенные устройства, которые по уровню сложности практически не уступают современным продуктам телекоммуникации и имеют огромный отрыв от «сигналок» 15-20-летней давности и большинства изделий этого назначения, до сих пор производимых в Китае и других странах, где привыкли делать много и дешево.

23 09, 2018

Системы коммутации сигнализаций с современными автомобилями – интерфейсы цифровых шин с возможностями незаметно для штатного и диагностического оборудования использовать информацию и перехватывать в нужный момент управление электроникой автомобиля – задачка очень нетривиальная, особенно если учесть сколькими типами, моделями и модификациями автомобилей мы умеем управлять (более тысячи только базовых модификаций!). А ведь многие из них сегодня имеют уже и криптозащиту от возможностей стороннего вмешательства.

И подобных сложных и трудоемких элементов в наших современных сигнализациях насчитывается множество. А еще часть из них носит распределенный характер, например, используя различные интерфейсы, частично находится в нашем приложении на смартфоне или в компьютере, а частично имеет вынесенные на удаленные сервера базы данных или имеет связь с мощными расчетными кластерами серверов. Словом, «сигналка» – это для нас обидно. Или не про нас.

Еще одним важным отличием наших современных охранно-сервисных систем является встроенная возможность алгоритмического обхода штатных иммобилайзеров. Ведь уже лет двадцать, как трудно найти автомобиль без защиты «чипованным» ключом возможности запуска двигателя. Словом, скрутив проводочки под рулевой колонкой, как в кино, сегодня вы даже УАЗик не заведете. Кстати, мы ничего плохого про этот замечательный автомобиль в виду не имеем – очень часто лучше него вообще трудно что-то предложить в нашей стране. Разве что LR Defender. Впрочем, его больше нет.

Алгоритмический обход встроенных иммобилайзеров позволяет запустить двигатель автомобиля, не используя второй ключ, например, для прогрева перед поездкой, или чтобы предотвратить критический разряд аккумулятора при длительной стоянке на морозе.

И если смотреть правде в глаза, то более 70% наших автосигнализаций покупают с основной целью – иметь возможность дистанционного и автоматического запуска двигателя, а охранные и прочие сервисные функции идут как «бонус» в комплекте. Особенно, если мы говорим про Урал, Сибирь и Дальний Восток, хотя и в центральном регионе многие давно привыкли не садиться зимой в промерзший и едва живой автомобиль. Автозапуск двигателя давно перестал быть роскошью для избранных, почти так же, как автомобиль перестал, с легкой руки Остапа Бендера, быть роскошью, а стал просто средством передвижения.

Наша компания сегодня входит в число очень немногих мировых лидеров по количеству и качеству алгоритмов обхода штатных иммобилайзеров. Мы видим на мировом рынке всего пять таких компаний, и всего две, включая нас, – российские. И мы уверены, что наше место в этом рейтинге уже давно ближе к началу, а не к концу списка.

А еще, если сравнивать стоимость реальной реализации решения на автомобиль, то чаще всего наши решения оказываются значительно выгоднее. И, в первую очередь, за счет того, что кроме самой нашей сигнализации, для этого больше ничего вам не потребуется – 90% автомобилей мы заводим без ключа и дополнительных модулей – все необходимое есть внутри нашей сигнализации!

Да и что может быть надежнее, чем когда все необходимое произведено одной компанией, к тому же российской, которая никогда не давала и не даст поводов усомниться в своих обязательствах.

А теперь к технике. Мы попробуем продемонстрировать на примере современных популярных автомобилей и наших охранно-сервисных систем разных ценовых групп возможности и простоту реализации этой сложнейшей технической задачи. Как безопасно, надежно и максимально недорого обеспечить автомобиль возможностью дистанционного (командой с брелока, телефона, компьютера через Интернет и т.д.) или автоматического (по будильнику, по минимальной температуре двигателя, минимальному напряжению аккумулятора и т.д.) запуска двигателя.

Алгоритмический обход, встроенный в автосигнализацию

Первыми в копилку алгоритмов обхода штатных иммобилайзеров пришли сравнительно простые алгоритмические принципы, которые несложно было реализовать прямо на «железе» самой сигнализации. Сигнализация чаще всего в таких случаях вклинивается в несложное шифрование обмена между внутренними модулями автомобиля, минуя сложную криптологию самих чипованных ключей. Так обходятся автомобили KIA, Hyundai, большинство TOYOTA и Mitsubishi.

Для одних автомобилей в этом случае требуется процедура обучения и последующий расчет необходимых данных, для других алгоритм начинает работать сразу, но суть остается одна – все расчеты делает микроконтроллер самой сигнализации.

Алгоритмический обход с расчетами на сервере Pandora Clone

Другой метод обхода иммобилайзеров мы используем для более сложных случаев, с автомобилями, где используется сложное внутреннее шифрование между электронными модулями, либо отсутствует возможность подключения между модулями вообще, там где чаще всего приходится работать с шифрованием самого “чипованного” ключа. Естественно, вычислительной мощности микроконтроллера самой автосигнализации не хватит, даже если время расчета могло бы составлять тысячи лет. И это при том, что мы имеем ввиду используемые нами в сигнализациях Pandora контроллеры, а они, как известно, своей производительностью в десятки раз превосходят все решения, представленные на мировом рынке конкурентами.

Поэтому наша сигнализация, собрав необходимые данные из цифровых шин автомобиля, обращается за помощью к вычислительному кластеру серверов Pandora Clone, который, в зависимости от сложности задачи, справляется с ней за время от нескольких секунд до 15-20 минут в наиболее сложных случаях, или при наличии очереди сложных задач. Это очень мощный кластер, который построен на принципах, схожих с архитектурой, необходимой для майнинга криптовалют. Не будем приводить данные производительности, тем более, что она почти непрерывно растет. Но только для охлаждения этого кластера мы используем каскад промышленных кондиционеров общей мощностью уже более 100 кВт.

Immo/key – универсальный порт обхода иммобилайзеров

Отдельной технической проблемой было сделать универсальный аппаратный интерфейс для десятков разнотипных цифровых, аналоговых и гибридных шин автомобилей. Сегодня мы создали максимально гибкий аналогово-цифровой программно-аппаратный порт IMMO/KEY, который мы устанавливаем во все наши современные платформы автосигнализаций, начиная с недорогих Pandora DX-50s и до максимально навороченных Pandora DXL49хх. Этот порт обеспечивает прослушивание и трансляцию любых используемых логических уровней и протоколов, используемых в современных автомобилях в шинах, связанных с возможностями обхода иммобилайзеров.

Обход при помощи «обходчиков», использующих штатные ключи

Анализируя имеющиеся в продаже сегодня автомобили и наличие у нас или наших коллег по цеху алгоритмов обхода иммобилайзеров, можно сделать вывод, что для части этих автомобилей, как минимум сегодня, алгоритмические обходчики не существуют. От себя можем сказать, что при кратком анализе криптостойкости возможных подходов, мы, действительно, близких перспектив и решений пока не видим. Но это для Pandora – не большая проблема, так как мы имеем технические решения для реализации обхода иммобилайзеров и этих автомобилей, где используются дубликаты или запасные фирменные ключи. Не так красиво, как при алгоритмическом обходе, но реально работающая возможность запускать двигатели с минимумом риска повреждения штатного оборудования этих недешевых автомобилей при монтаже.

Для этого необходимо разместить сам запасной ключ или изъятую из ключа электронную плату в специальном обходчике, который обеспечит необходимые коммутации ключа и автосигнализации Pandora для надежного дистанционного запуска двигателя.

Таких «обходчиков» у нас сегодня три:

  • Pandora DI-02 для индуктивного обхода иммобилайзера, и пригодно для организации обхода иммобилайзеров.
  • Pandora DI-03 – также индуктивный обходчик, но с встроенным стабилизатором напряжения на 3,3 вольта для обеспечения питания брелока вместо встроенной батарейки. Также линия включения обходчика защищена кодовой посылкой для исключения потенциальной возможности использования злоумышленником для попытки несанкционированного запуска двигателя.
  • Pandora DI-04BT – несколько другое устройство, самое новое, сложное, малогабаритное и совершенное, снабженное интерфейсом Bluetooth 4.2. – пока единственный продукт на рынке, способный решить проблему обхода иммобилайзеров таких автомобилей, как AUDI, VW, SKODA последних модельных годов, Mercedes самых свежих моделей, BMW (F и G серии), Volvo и множества других. Да, требуется частичная разборка ключа, но других решений, кроме уж совсем кустарных и чрезвычайно сложных в реализации, просто не существует. Причем, зачастую альтернативы нашему DI-04BT просто нет, ведь даже алгоритмический обход, если бы он появился, не сможет решить проблему управления штатной охранной системой, закрытия стекол, багажника, складывания зеркал и т.д. – реализовать тот функционал, за который владелец заплатил денег и хочет сохранить. А наше устройство – может!

Частные случаи и эксклюзивные решения Pandora

Среди всех наших решений по алгоритмическим и техническим обходам существует несколько вариантов, выделяющихся на общем фоне либо уникальным алгоритмом, либо все-таки отдельным модулем, призванным решить проблему сложного подключения на некоторых типах очень сложных автомобилей. Но общим для этих решений является то, что наши разработки дешевле, надежнее и функциональнее всех существующих аналогов на мировом рынке.

В прошлом году мы представили решение по обходу иммобилайзеров Mercedes с модулем авторизации FBS III. Это очень популярная группа автомобилей, очень объемно представленная на вторичном рынке и присутствующая сегодня в новых автомобилях Mercedes. Большинство же новых автомобилей этой марки, напомним, работает с модулями авторизации FBS IV, на который ни у нас, ни у одной другой компании в мире решений по алгоритмическому обходу не существует!

Наше решение на FBS III использует технологию Pandora Clone и работает на наших следующих системах: Pandect X-1800BT/1900BT/3111, Pandora DXL 4910/4910L/4950/4970.

Мы ограничили применение этого алгоритма для систем, которые мы не предполагали использовать на автомобилях Mercedes. Просим отнестись к этому с пониманием и уважением к бренду Мерседес. Эта марка – икона автомобильного рынка, и марка первого автомобиля в мире – ну зачем же на него пытаться поставить то, что создавалось и предназначено для автомобилей совсем другого класса.

Бесключевой обход иммобилайзера, как и сам автозапуск для автомобилей Mercedes, в корне отличается от других автомобилей. Эти автомобили обладают, пожалуй, самой сложной бортовой электроникой и отдельной, не похожей на другие автомобили, системой авторизации ключа и запуска двигателя. И, самое главное, довольно сильно отличается от модели к модели, и поэтому требует изучения каждой модели с соответствующим тестированием. Иначе ошибок, в том числе трудноустранимых, не избежать.

До появления сервиса Pandora CLONE для самой возможности сделать дистанционный запуск Mercedes автовладельцам требовалось покупать дорогостоящие интерфейсные модули, стоимостью под 30 тысяч рублей без установки. И проблема с установкой запасного ключа в индуктивный обходчик на Mercedes не решается, он работает совсем по-другому!

Разновидностей подобных модулей запуска Mercedes – болгарского, канадского, российского, украинского и даже китайского производства – великое множество. Объединяет их не только высокая цена, но и упрощенные алгоритмы работы, основанные на использовании принципа «окна синхронизации» в динамической посылке штатного ключа. Запись посылки реального ключа и последующая подмена посылки в пределах «окна синхронизации» – такой алгоритм прост в реализации, но имеет массу минусов.

Один из важнейших недостатков такого способа запуска двигателя – ограничение по функционалу. Такие модули могут запустить двигатель всего несколько раз за период охраны (как правило не более 3-4 раз, чаще – меньше), что не может быть достаточно, особенно в условиях длительной стоянки автомобиля. Если же владельцу понадобится завести пятый или шестой раз – ничего не получится, надо идти к машине и заводить вручную, давая возможность «модулю обхода» записать новую посылку от оригинального ключа. Есть отдельные экземпляры, которые позволяют заводить до 10 и более раз за период охраны, но такой запуск на практике оказывается очень рискованным для бортовой системы авторизации ключа. Отсюда и другой недостаток – при превышении количества запусков система авторизации может просто заблокироваться и потребовать процедуры разблокировки у дилера для продолжения эксплуатации автомобиля.

Кроме того, система санкционирования допуска к управлению FBS3, которая используется в данных автомобилях, имеет ограниченное количество авторизаций штатного ключа, и с использованием данных модулей автозапуска это количество «кончается» в десятки и сотни раз быстрее, что усугубляется ошибками в П.О. данных модулей.

Алгоритм Pandora работает по-другому. Он полностью воспроизводит работу штатного ключа, учитывая конфигурацию установленного бортового оборудования конкретной машины, не используя нештатные алгоритмы и простые пути, которые могут привести к ошибкам и проблемам с автомобилем. Pandora CLONE для Mercedes не имеет ограничений по количеству запусков за период охраны, риска блокировки или потери штатных ключей!

Именно такой и только такой подход – правильный для данных автомобилей; он намного сложнее и требует отдельной работы над каждой моделью автомобиля, с которой мы успешно справились.

Другой пример нашей работы – модуль обхода иммобилайзера для автомобилей BMW E-серии. В этих автомобилях долгое время не существовало решения обхода, да и появившиеся решения требовали немалой сноровки и смелости от специалиста по монтажу. Ведь даже имитировать наличие ключа в слоте очень непросто, так что даже имея запасной штатный ключ в обходчике, организовать обход не многим специалистам под силу. Нужно очень много кропотливой, тонкой и опасной работы, цена ошибки в которой может обойтись горе-специалисту в несколько десятков тысяч рублей. Столько обойдется новый модуль авторизации CAS с новым ключом и работой по синхронизации и прописыванию, а решить проблему через официалов потянет больше, чем на сотню тысяч.

Наше же решение избавляет не только от необходимости оставлять ключ в обходчике и машине, но и от сложной, рискованной работы. Наше решение pin-to-pin –разъемами в разрыв линии – просто и надежно. По стоимости наше изделие дешевле канадских аналогов в несколько раз – экономия при использовании модуля Pandora BMW Bypass может составлять до нескольких десятков тысяч рублей! Такие цифры зачастую являются определяющими при покупке нового автомобиля представительского класса, что уж говорить о владельцах «копеек» и «трешек», цена которых на вторичном рынке стартует от отметки 300-400 тысяч рублей.

Уникальность нашего решения не только и не столько в цене (это приятный бонус для всех автовладельцев). Уникально другое – ни одно существующее решение до этого не имело и близко той глубины взаимодействия с бортовой электроникой этих, не самых простых автомобилей. Именно нашим инженерам удалось полностью разобраться не только с алгоритмами авторизации ключа, но с работой всей системы запуска двигателя и фактически «улучшить» и дополнить ее тем функционалом, который ранее считался невозможным к реализации на BMW со слотом и кнопкой «Старт/стоп».

Это одни из самых востребованных функций, таких как «перехват» (т.е. машина не будет глушиться при снятии с охраны при автозапуске), поддержка зажигания и корректно поддерживаемая функция турботаймера. Реализовано. Нами. Впервые в мире. И как реализовано – как, наверное, это бы сделали сами инженеры компании BMW. Наша система сама определяет момент и дает команду системе запуска двигателя разрешить отдать ключ из слота, принять его, включить нужный режим работы и т.д. и т.п. При этом все это незаметно для владельца, как будто это заводская опция.

Да, и, кстати, только наше решение умеет корректно реализовать и программную нейтраль – а значит заводить без ключа и машины с механической коробкой!

Вот это импортозамещение по-нашему! По-пандоровски!

«Но» у нашего модуля обхода только одно – он работает только с автосигнализациями Pandora и Pandect. Мы не хотим, чтобы наше решение работало с другими автосигнализациями – зачем же портить автомобили BMW, поклонниками которых мы являемся, незрелыми продуктами. Но если сложить стоимость и сигнализации и модуля обхода BMW E-серии, то все равно получится дешевле канадского модуля, а функциональность наша настолько выше, что даже сравнивать смешно.

Еще одна уникальная, как минимум – пока, возможность обхода иммобилайзеров, есть у наших продуктов, связанная с современными автомобилями УАЗ! И смешного в этом мало – алгоритм не проще топовых иномарок, и радикально сложнее 90% других чипованных решений иномарок массовых. Так что без ключа запускаем УАЗ Patriot только мы. Автозапуск на этих популярных в России автомобилях очень востребован, а решение с запасным ключом и дорого и опасно. Кстати, обход иммобилайзера УАЗ работает даже на самых недорогих наших продуктах, типа Pandora DX-50s.

Наша команда инженеров, занимающаяся темой бесключевых обходов, продолжает работу во всех направлениях – это и оптимизация/ускорение работы текущих алгоритмов работы, и, конечно же, расширение списка поддерживаемых автомобилей. Уже сегодня бесключевой автозапуск доступен для сотен тысяч владельцев автомобилей KIA и Hyundai 2002-2011 годов выпуска, включая такие бестселлеры, как Hyundai Accent, Getz, Tuscan, Elantra, Kia Sportage 2, Sorento первого поколения, Rio и т.д. Таким образом, наши системы поддерживают бесключевой запуск на всех автомобилях этих корейских марок, которые можно сегодня встретить на дорогах наших страны. Точно такая же ситуация и с брендом Honda – в конце августа включена поддержка моделей, начиная с 1996 года выпуска, включая те модели, которые не поддерживаются ни одним производителем охранных систем и бесключевых обходчиков. Кроме Pandora, конечно.

Приближается очередная осень, а за ней, как правило, на большей части территории нашей страны наступает настоящая зима. И именно в это время много людей, которые пользуются автомобилями, обычно по старой доброй русской традиции (гром не грянет – мужик не перекрестится), как раз с первыми морозами вдруг вспоминают, что можно скрасить неудобство зимней эксплуатации автомобиля установкой автосигнализации с автозапуском. Не стоит долго выбирать. Современные автомобильные охранно-сервисные комплексы Pandora – на сегодня лучшее, самое выгодное и универсальное решение, которое «ЗАВОДИТ ВСЕ!».